Образование

 

Что бы я изменила в школе, если бы стала министром образования

Итак, если бы я стала министром образования

1. Я бы сократила научное содержание учебных предметов

Да, я бы не добавляла новые предметы. Я бы сократила старые. Начала бы с биологии. Я честно не понимаю, зачем ребёнку, а потом взрослому такой объём знаний о внутреннем строении и особенностях жизнедеятельности червей и моллюсков. Зачем знать, как протекает чередование поколений в цикле развития хвощей и чем там представлен их гаметофит? Туда же отправились бы нюансы строения клеток и процессов энергетического обмена в клетках. Да-да, я отменила бы изучение цикла Кребса в старших классах. Как без него? Так же, как и с ним. Ведь его всё равно забывают 90% учеников сразу, как только получат оценку.

Подобным образом, я уверена, можно и нужно сокращать содержание большинства учебных предметов. Освободившееся в учебном плане время я бы направила на освоение практических навыков по тем же самым предметам и соотнесение полученных знаний с реальной жизнью. Например, отменили уроки про устройство внутренних органов червей — освободили время на разговор об опасностях заражения гельминтами. Убрали урок о внутреннем строении бактериальной клетки — добавили время на изучение роли бактерий в природе и жизни человека. И так для каждого предмета.

Содержание — сократить. Решение практических задач, знания и навыки, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья, — расширить.

Вторым ориентиром, кроме практической пользы школьных уроков, должно стать развитие интеллекта школьника

Развитие не памяти и умений воспроизводить изученное, а именно развитие творческой и изобретательской, интеллектуальной деятельности. Сократить число запоминаемых формул. Время, оставшееся после их удаления из программы, направить на выполнение творческих заданий с использованием изученного материала.

Сократить объём изучаемых литературных текстов. В освободившееся время учить качественно анализировать прочитанное. Я бы также сократила число дат и изучаемых событий, добавила анализ причинно-следственных связей и роли личности в истории. Аналогично с лексикой и грамматикой иностранного языка в пользу создания коммуникативных ситуаций «не по топику».

2. Я бы перестала пускать родителей в школу в неприёмное время

Потому что между неприёмным и неприемлемым совсем тонкая грань. Умом я понимаю, что подавляющее большинство родителей моих учеников — это тактичные, воспитанные и доброжелательные люди. Но настроение в течение дня формируют те несколько наглых и беспардонных, которые, не снимая верхней одежды и не адаптируя словарный запас, врываются в кабинет и в лучшем случае не дают нормально приготовиться к уроку, напоминая тебе о том, что именно ты им должна и в каком виде немедленная уплата долга их, может быть, устроит. От настроя и уравновешенности учителя очень сильно зависит эффективность и качество его работы с детьми.

Я бы объявила школу территорией, закрытой для родителей, за исключением приёмных часов. Как это происходит, например, в школах Великобритании

И я бы сделала это даже ценой установленного видеонаблюдения во всех учебных кабинетах. Насколько я знаю, есть школы, в которых такая практика внедрена. Все уроки и перемены записываются. У определенных должностных лиц есть доступ к этим записям. По запросу и решению администрации родитель имеет право с записью ознакомиться. Сама я готова под камерами работать. Давления в этом не вижу. За свои ошибки готова нести ответственность.

3. Я бы перестала жить прошлым

Да, советская система образования была хороша. Скорее даже не хороша, а эффективна для своего времени. Для решения задач своего времени. Времени, когда школьный учитель и школьный учебник были едва ли не единственным источником знаний. Когда требование соблюдать школьные правила транслировалось на уровне страны.

Я уверена, что в условиях современной полифонии, часто какофонии убеждений, мнений, устремлений и идеологий нормы советского образования неприменимы.

Я бы ориентировалась на успешные системы образования сегодняшнего дня. Конечно, не в полной мере, но в отдельных аспектах можно применять успешный опыт Сингапура, Южной Кореи, Финляндии.

Торжественно опускаю пункт про заработные платы. Потому что про это, я уверена, никто уже читать не станет. Уж больно всё очевидно.

И я из того, вроде бы, меньшинства, которое видит в ЕГЭ больше положительных моментов, чем отрицательных.

И если меня завтра на этот ответственный пост назначат, я на самом деле планирую свои идеи реализовать. Хотя нет, завтра я не могу, завтра у меня уроки. Или в таких случаях уроки отменяются?



Комментариев нет:

Отправить комментарий